Роспись
по ткани - это необыкновенно увлекательное занятие. Стоит только взять в
руки кисть, окунуть в краску,как на белом куске ткани начинают
распускаться удивительные цветы, возникать неповторимые пейзажи,
оригинальные узоры. Эта работа дает возможность любому начинающему
художнику проявить свои способности и создать авторские изделия, будь то
настенное панно или декоративная подушка. Сегодня
разнообразие изделий из расписного шелка удивительно велико:это платки,
шарфы, палантины, покрывала, абажуры и даже постельное белье. Простор
для фантазии огромен.
Техника росписи по шелку достаточно древняя и основные ее приемы не менялись в течение длительного времени. Возникновение искусства батика связывают с Востоком - Индонезией, Индией, Китаем. На острове Ява местные мастера еще до появления первых тканей наносили узоры на деревянные предметы расплавленным пчелиным воском. Само слово "батик" в переводе с яванского языка означает рисование горячим воском. Позднее этот прием стал применяться и на ткани. Весь смысл подобной техники в том, что воск при окрашивании не пропускал краситель, сохраняя первозданный цвет, и в результате на ткани оставался рисунок. Сегодня эта техника называется "горячим батиком" и вместо пчелиного воска используется парафин.
Качественно другая техника росписи ткани появилась на родине шелка - Китае в ХIХ веке. Она называлась "свободной росписью". Для этой техники характерно "затекание" одного цвета в другой, легкие переходы от светлых красок к более темным. Благодаря этому рисунки имеют живописный характер. В начале ХХ века в Росии изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной "холодного батика". На Руси с XII века существовал свой аналог восточного батика - кубовая набойка. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи.Техника набойки была несложной - резную деревянную дощечку (набойку), смоченную краской, накладывали на ткань и пристукивали деревянным молоточком. Старинная русская набойка по своим техническим приемам очень близка к батику. Разогретый резерв( смесь пчелиного воска, смол) наносился вручную на ткань при помощи штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан с краской. После крашения ткань просушивали, удаляли резерв, и на цветном фоне оставался белый узор. Чан, в который опускали ткан, назывался кубом, отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Сейчас эта техника называется "горячим батиком".
Ученики мастерской "Художественная роспись по ткани", овладевают техникой горячегои холодного батика, создавая сюжетные картины из жизни и быта нижегородцев в былые времена. Многоцветьем ярких красок оживают в их работах народные праздники и гулянья, сцены уединенной жизни дворянских усадеб, купола храмов и монастырей Нижнего Новгорода.
Роспись ткани в технике батика начинается с нескольких подготовительных этапов: - поиск идеи, быстрая зарисовка - здесь продумывается нужный формат, интересная композиция, - выполнение эскиза в цвете - здесь необходимо найти интересный колорит работы, потому что именно цвет определяет образ и настроение рисунка, - выполнение эскиз в натуральную величину - здесь выбирается нужный формат работы, особое внимание уделяется четкой графичности рисунка, - подбор деревянной рамы нужного формата и натягивание на нее ткани с помощью кнопок, - перевод рисунка с эскиза на ткань. После выполнения всех этапов можно выбрать любую из перечисленных техник и дать волю фантазии.
Мастерскую "Художественная роспись ткани" ведет Мартынова Лариса Вячеславовна. Познакомиться с педагогом.
В статье использованы материалы реферативных работ Скряжниковой Александры и Зыриной Дарьи, фото справа - работа Скряжниковой Александры, слева сверху- Наумовой Ксении.