Когда - то
на Руси чрезвычайно ценили изделия,
украшенные эмалями. Русские ремесленники
получили возможность учиться этому
сложному виду ювелирного дела у Византии.
На Руси существовало множество центров
по изготовлению эмали: Владимир, Новгород,
Чернигов, Великий Устюг. В Нижегородской
губернии с 16 века славилось своими
изделиями из металла село Павлово, а в
селе Казакове местные мастера овладели
искусством филиграни. В 19 веке эмальерное
искусство особенно успешно развивалось
в арзамасских монастырях. Своей
декоративностью, своеобразием рисунка,
необычным сочетанием красок пришлись
они по душе русскому человеку. Эмали
таят богатые художественные возможности
и позволяют создавать не только
декоративно – орнаментальные сюжеты,
но и портретные миниатюры.
В мастерской«Художественная обработка металла»ученики знакомятся с
историей ювелирного дела, обучаются
различным технологиям этого сложного
и изящного ремесла. Воспитанники получают
знания и умения выполнения перегородчатых
и расписных эмалей, чеканки, гравировки,
тончайшего искусства скани. Они по
собственным эскизам изготавливают
предметы быта, украшения. Детскими
руками на металлических пластинах
создаются настоящие картины: возникают
просторы родного среднерусского пейзажа,
рождаются очертания старинных храмов.
В объединении "Компьютерная графика и анимация" занимаются увлеченные, творческие ребята, любящие компьютер. На занятиях в этом объединении, воспитанники учатся работать в популярных графических программах, создают интересные и оригинальные картинки и рисунки, весёлые анимации, корректируют фотографии, создают необычные коллажи. Ребята постоянно участвуют в конкурсах по компьютерной графике различного уровня: Международные конкурсы компьютерной графики "Электронное перо" и "Планета Земля", Всероссийский конкурс компьютерной графики и художественного фото фонда "Звёздный проект", областной конкурс "Арт-деко", городские конкурсы компьютерного рисунка.
В конце учебного года проводится выставка "Я, компьютер и фантазия", в которой участвует каждый воспитанник.
Традиционным стал конкурс внутри объединения "Мы с компьютером - художники".
Детский танцевальный коллектив
«Грация» зародился в стенах Центра
художественных ремесел 1 сентября 2004
года. Обучение в нем ведется по
дополнительной образовательной
программе студии эстрадного танца
«Грация».
В коллективе занимаются дети
разных возрастов. Самые маленькие
детки постигают азы танцевальной
азбуки, разучивая и представляя на суд
зрителей детские сюжетные и тематические
танцевальные композиции. Старшие
девочки постигают тонкости более
сложных техник современного, уличного,
классического танца, создавая в танце
неповторимый образ высоко духовной
личности.
В репертуаре коллектива есть
танцевальные постановки: «Птичий
двор», «Вербочки», «На тропинке»,
«Движение Земли», «Мы в поезде», «Как
пингвины», «Детство» и т. д.
Коллектив
ведет активную концертную деятельность,
принимает участие в городских, областных и Всероссийских танцевальных конкурсах.
Уникальным явлением в
Центре стал народный театр
костюма «Традиция». Его
спектакли отличаются необычной пластикой,
высокой одухотворённостью идей
постановок. В спектаклях театра
задействованы девочки разного возраста
из всех творческих мастерских.
В театр
отбираются ученицы, обладающими
природными данными: приятными чертами
лица, красивой фигурой. Кроме занятий
по хореографии они посещают уроки
постановки, где большое внимание
уделяется выработке навыков
саморегулирования эмоционального
состояния. Каждая программа театра
являет собой приобщение всех участников
к подлинной красоте. И особенно ценно,
что юные актрисы демонстрируют костюмы,
богато украшенные золотным шитьём,
нижегородской, традиционной вышивкой
выполненные в творческих мастерских
своими же руками.
Театр Костюма "Традиция" постоянный участник и победитель всероссийских и международных конкурсов.
Руководитель театра костюма "Традиция" - Симонова Елена Федоровна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
В мастерской "Золотное шитье" возрождается
техника шитья золотными нитями, пришедшая
на Русь из Византии. В основе обучения
лежит освоение швов – тамбур, «литой»,
«вприкреп», а также изучение шитья «по
карте». Воспитанницы обучаются приемам
работы с бисером (шитье «по бели»,
«вприкреп», «низанье», вышивка по канве
и др.). Секреты этого вида прикладного
творчества считаются почти полностью
утраченными. Их изучение приоткрывает
перед юными мастерицами малоизученную
область, связанную с творчеством искусных
рукодельниц в прошлые века.
Здесь учащиеся изучают
лучшие традиции русской и зарубежной
школы изобразительного искусства.
Воспитанники мастерской знакомятся с
особенностями рисунка и живописи, учатся
правильно находить композиционное
решение в своих произведениях. Дети
учатся самостоятельно создавать
произведения изобразительного искусства
во всех жанрах (пейзаж, интерьер,
натюрморт, портрет и т. д.). Много внимания
уделяется рисованию с натуры, по памяти,
по представлению, выполнению декоративных
станковых композиций.
Здесь ученицы учатся
технике русской вышивки, бытовавшей в
нашем крае – нижегородские гипюры,
мережки, вышивка гладью, тамбур,
ажурно-стяговые швы и др. Воспитанницы
не просто вышивают, а изучают историю
и роль рукодельных работ в народных
обрядах, в костюмах, аксессуарах и
интерьере. Юные рукодельницы продолжают
в своих изделиях традиции нижегородской
вышивки. Ими изготовлены обрядовые
предметы к крещению и свадьбе, к погребению
и русальной неделе. Мастерицы осваивают
традиции городской и усадебной вышивки
XIX
века.
Роспись
по ткани (батик) - это необыкновенно увлекательное занятие. Стоит только взять в
руки кисть, окунуть в краску,как на белом куске ткани начинают
распускаться удивительные цветы, возникать неповторимые пейзажи,
оригинальные узоры. Эта работа дает возможность любому начинающему
художнику проявить свои способности и создать авторские изделия, будь то
настенное панно или декоративная подушка. Сегодня
разнообразие изделий из расписного шелка удивительно велико:это платки,
шарфы, палантины, покрывала, абажуры и даже постельное белье. Простор
для фантазии огромен.
Здесь изучают традиции
изготовления народной игрушки. Образы
и персонажи устного народного творчества
становятся основой для выполнения
кукол. Начинают обучение с простейших
кукол-оберегов. Далее продолжается
работа с эскизами – изображение куклы,
игрушки на фоне той среды, которая
характерна для персонажа; конструирование
лекал и изготовление по ним опытных
образцов. Завершающая стадия – оформление
куклы и выполнение аксессуаров: обуви,
головного убора, мелкой пластики из
папье-маше.